Шахматно-песенный комментарий от Андрея Квона


Муртас КАЖГАЛЕЕВ — ВИДИТ
Чемпионат Азии 2016, 9-й тур
Комментарий Андрея Квона
Последний бой — он трудный самый. Испокон веков прогрессивное человечество заботит вопрос: что делать, когда отступать некуда и нужна победа? Ломиться ли сломя голову? Или, может быть, ждать в засаде с терпением команчей? Или выкинуть всё из головы, и пытаться сосредоточиться лишь на фигурах и пешках? Мысль Толстого о том, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», неприменима к решающим партиям. Каждая такая партия, проигранная ли, выигранная ли — замечательна и интересна.
1.d4 d5 2.c4 e6 3.Nc3 c6 Приглашение развлечься в атмосфере славянского гамбита или Нотебоома.
4.cxd5 Белые действуют по принципу: «умный в горы не пойдёт, умный гору обойдёт».
4…exd5 5.Qc2 Мальчишки и девчонки, А также их родители, Карлсбад в решающей партии Отведать не хотите ли?
5…Bd6 Не будем забывать, чёрным также необходимо выигрывать. Отсюда решение начать творить. Интересно, что слова «творец», «творение», глагол «творить» — имеют положительный окрас. В то время как «натворить» — негативный. В этой партии, к сожалению, творение не удалось в полной мере. Колосс оказался на глиняных ногах (пешка с6). Осудим ли мы решение игрока? Ни в коей мере! Играть чёрными Карлсбад на победу можно было Петросяну в партии с Бобоцовым. Но не в 21-м веке, против рыцарей, закованных в медную броню атаки пешечного меньшинства и вооружённых до зубов центральной стратегией Ботвинника. Мне план и подход к делу индийского шахматиста очень импонирует.
6.Nf3 Na6 Обычно конь перебрасывается на e6, дабы вспугнуть слона, показавшего свой хобот на g5. И далее на g7, после подготовительного g7-g6 для поддержки выхода слона на f5. (Не)большая разница по сравнению со стандартными позициями — чернопольный слон на d6, а не на e7.
7.a3 Не пущать, или стратегия ограничения. Как вы лодку назовёте…
7…Nc7 8.Bg5 Ne7 Окончательно и бесповоротно делая выбор в пользу служения музам.

После стандартного 8…Nf6 не так просто понять, есть ли у белых хоть что-то. 9.e4 dxe4 10.Nxe4 Be7 11.Bxf6 Bxf6 12.Bd3 g6 13.Nxf6+ Qxf6 14.0-0 0-0.
9.e3 f6 10.Bh4 Bf5 11.Qb3 b5 Любовь к толканию пешек (f7-f6, b7-b5, a7-a5-a4, c6-c5) вкупе с желанием поупражняться в скачках (Nb8-a6-c7-e6-c5-a6 + Ne7-c8-b6-a4), подведёт чёрных. Нацепив пенсне, мудро сообщаю: белые не грозили стукнуть на b7. И припугнув чёрных ходом e3-e4, в ответ на рокировку, добились своего. Алла Борисовна когда-то пела «Жизнь невозможно повернуть назад». Думаю, она имела в виду совсем даже не жизнь, а пешки. Если припомнить, что пешки — душа шахмат. Душа -> одушевлённый -> значит живой. А живой имеет корень «жив»… Ох, эта камызякская логика ни к чему хорошему не приведёт.
Рокировка 11…0-0 была возможна. 12.e4 Bg4 «Преступление и наказание» во всей красе. Белые отстали в развитии и непонятно, как играть.
12.Be2 a5 13.Bg3 a4 14.Qd1 Ферзь-диверсант сделал своё дело. Теперь очередь за пешками-минёрами (b2-b3, a3-a4).
14…0-0 Художник дал слабину. Лирик (творческий порыв) отступил перед физиком (желанием делать нормальные ходы). Почему было не продолжить грандиозное полотно нежными обхватами и с другого фланга (h5, g5)? Это бред, конечно. Но какая геометрическая красота могла бы возникнуть!
15.0-0 Nc8 Тщетная попытка удержать стихию. Белые методично разбивают блокаду — сначала на поле b3, затем на a4.

Начиная с этого момента партия имеет методическую ценность. Трудно глобально усилить игру чёрных. Везде возникают противные позиции. Сильнее был перевод другого мустанга на d6 — стандартный план в этой структуре. 15…Ne8, и теперь если 16.b3, то не 16…axb3 , а 16…Qa5, и белым приходится двигать b3-b4. 17.Qxb3 Bxg3 18.hxg3 Nd6 19.a4 bxa4 20.Nxa4.
16.b3 Первый пошёл.
16…Nb6 В команде ЦСКА замена. Вместо пешки выходит конь.
17.bxa4 Nxa4 18.Qb3 Bxg3 19.hxg3 Qd6 20.Rfc1 Ra7 Потеря темпа. Следовало играть 20…Rfb8.
21.Nxa4 Rxa4 22.Qc3 Bd7 23.Bd1 Ты по что боярыню обидел, смерд?
23…Rc4 24.Qb2 Rxc1 25.Qxc1

Интересно проследить концовку партии под аккомпанемент «Песни о друге» Высоцкого. Со следующего хода и вплоть до конца партии белые поднимаются вверх. Выше и выше. Друг за другом. Сильные (ферзь) подтаскивают и помогают слабым (обратите внимание на ходы Ra8, Be6 и Nd8).
25…Ne6 26.a4 Спустя десяток ходов второй боец прорывает хлипкую блокаду.
26…bxa4 27.Rxa4 c5 Трудно комментировать такой ход. Понятно, что это ослабляет позицию ещё больше. Но что предложить взамен? Созерцать и надеяться на лучшее? Для этого неплохо бы познать азы учения дзен-буддизма.
28.dxc5 Nxc5 29.Ra7 «Гляди, Пятачок. Замечательно входит».
29…Rc8 30.Qa3 Qb6 31.Bc2 Мамонтёнок застенчиво высунулся из-под горы наваленных листьев и глубоко вдохнул. В воздухе витало что-то новое, неизведанное. Несмело, сделал он маленький шажок в этот огромный мир.
31…Bb5 32.Bf5 Осмелев, поняв и ощутив свою настоящую силу, сделал он широченный шажище.
32…Rb8 33.Ra8 Na6 34.Rxb8+ Qxb8

35.Nd4 Манёвры чёрных фигур в этой партии напоминают мне песню «Кони привередливые». Что, опять Владимир Семёнович? Совпадение? Не думаю! Давайте проследим за ходами и внимательно рассмотрим возникшие позиции, вчитываясь в гениальные строки.
1) «Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю, Я коней своих нагайкою стегаю, — погоняю… Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Вы тугую не слушайте плеть! Но что-то кони мне попались привередливые…» (манёвры лошадей в начале партии b8-a6-c7 и g8-e7);
2) «Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони! Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!» (манёвр с e7 на a4);
3) «Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее! Умоляю вас вскачь не лететь! Но что-то кони мне достались привередливые…» (финальный пируэт коня с e6 на a6);
4) «Я коней напою, Я куплет допою, — Хоть мгновенье ещё постою на краю!..» (ферзь на a8 и конь на a6).
35…Bc4 36.Qe7 Вбрасывание происходит в зоне соперника.
36…Kh8 37.Nc6 Альпинисты начинают свой подъём. Отсюда и далее напеваем куплеты «Песни о друге».
37…Qg8 38.Be6 «Парня в горы тяни, рискни, Не бросай одного его, Пусть он в связке одной с тобой, Там поймёшь, кто такой».
38…Qa8 39.Nd8 «Если он не скулил не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шёл, А когда ты упал со скал, Он стонал, но держал…»
39…h5 40.Qe8+

«Если шёл он с тобой, как в бой, На вершине стоял хмельной, Значит, как на себя самого, Положись на него».
Интересная деталь. Наш покоритель вершины должен был сорваться вниз (Qe8-h5). Но чёрные спасли его, сдавшись за ход до мата. Стоп. Это же финальная сцена из Властелина Колец! Ладно, хватит с меня писательства. «Напишу-ка я песню о любви, Только что-то струна порвалась… Да сломалось перо. Ты прости… Может, в следующий раз, А сейчас пора спать.» 1-0
Вся партия в публикации Муртаса Кажгалеева «Бардак, или Как я вышел в Кубок мира» на chess-news.ru