GM Муртас Кажгалеев о 9-й партии Матча и не только
«КАРЯКИН – КАРЛСЕН. Партия 9
Матч выкатился на финишную прямую. Цена каждой партии безмерна. Чемпион мира отстаёт на очко и вчера играл чёрными.
Проиграв накануне, он разыграл вариант, сыгравший важнейшую роль в моей жизни.
Осенью 94-года мне позвонил мой друг Влад Ткачёв и сказал: «Срочно приезжай. Юртаев, кажется, опроверг испанскую!». Поверить в это я не мог, но вылетел в Алматы первым рейсом. Оказывается киргизский шахматист нашёл совершенно новые идеи в малоизвестном варианте. Мы поработали дней 10 и вердикт подтвердили: «испанка» закрыта!
Тогда, в 90-е, теория, развивалась не так быстро, как сегодня, но октябрьская партия Бологан — Ткачев не осталась незамеченной — и в декабре 1994-го так стали играть украинские гроссмейстеры Маланюк и Онищук. А когда в январе в Вейк-ан-Зее схему применили Бареев, Звягинцев и другие, вариант вошел в большую моду. Уже в апреле 95-го так сыграл сам Виши Ананд.
Как часто бывает в теории, началась полная неразбериха: вариант называют то Новоархангельским, то Украинским, то Маланюка-Онищука-Ткачева, то еще как-то. Истинным же отцом был Леонид Николаевич, хотя никогда не боролся за авторские права. Влад много писал об этом, и просил называть вариант именем мэтра, но пока как-то не до всех дошло.
В моей жизни вариант сыграл большую роль. Могу сказать, что не стал бы гроссмейстером, если бы не идея Юртаева.
А Магнус Карлсен в самый трудный момент своей карьеры защищал эту позицию против вдохновлённого претендента. Карякин был окрылён успехом и партию вёл блестяще. Ход за ходом он переигрывал соперника, но норвежец был неуступчив. Где-то за него сыграла и удача. Сергей бил наверняка, но мяч угодил в штангу, и…вылетел в поле. Чтобы сохранить интригу в матче до конца. Более 5 часов Сергей пытался выиграть, но Магнус не мог уступить.
И сегодня ночью белыми фигурами набросится на россиянина как на амбразуру. Отступать ему некуда. Думаю, что он или отыграется сегодня или корона вернётся в Россию. Но пока говорить об этом рано. Бой предстоит не на жизнь.
А пока соперники готовятся к поединку, я позволю себе вспомнить о знакомстве с лидером чемпионата мира.
Сергея Карякина я впервые увидел в Париже, в доме у Альмиры Скрипченко. Ему было лет 12-13, самый молодой гроссмейстер мира вызывал у всех большой интерес.
Играли в «Крокодила». Для шахматистов из разных стран идея подходила отлично. Карякин вышел показывать. Что птица, поняли сразу, а вот какая — угадать никак не могли. Серёжа измаялся уже, а ответа всё нет. Орёл, голубь, чайка, десятки других версий — бесполезно.
Минут 10 спустя утомлённый вундеркинд сел за доску, и стал двигать фигуры. Все замолчали в изумлении. Я переживал – «Шахматы никого не щадят». Думаю, что испугались многие.
Но вдруг кто-то совершенно случайно дал ответ. Напряжение ушло. Подхожу к юному, спрашиваю:
— Ты зачем сел в шахматы играть?
— Ну, есть же Вариант Пеликана, — говорит Сергей. Спокойно так».
Международный гроссмейстер Муртас Кажгалеев на facebook.com