Новости

Работа тренера как микст всех направлений


В интервью С.Кима ««ВСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТ ЛЕЖИТ НА САМОМ ИГРОКЕ» известный тренер-секундант, Международный гроссмейстер Владимир Чучелов рассказал о своем взгляде на профессию тренера по шахматам:

«Шахматы и психология. В какой на ваш взгляд пропорции они должны совмещаться в профессиональном тренере?

— 50 на 50?! (смайлик улыбка).

Роль психологии не менее важна, чем шахматная составляющая?

— Да, безусловно. Особенно когда мы говорим о «топ-сегменте». Естественно, до какого-то момента шахматная составляющая более важна, но когда речь заходит именно о «топ-сегменте», то тут психология становится важной составляющей. Практически конечно не знаю, как это соотносить, может и не 50 на 50 или 65 на 35, но ясно, что это очень важный фактор.

На данный момент вы уже состоявшийся специалист, тренер высочайшего уровня. А были на начальном этапе вашей карьеры примеры для подражания?

— Безусловно. Все началось в 2002 году, когда меня пригласил Иерун Пикет в качестве секунданта на турнир в Вейк ан Зее. В тот момент я даже не задумывался о карьере тренера. На следующий год эстафету перехватил Люк Ван Вели. Поначалу я выступал в роли специалиста-секунданта, ответственного за дебютную часть. В основном работа проходила перед турниром. Тренерской работы как таковой еще не было. После успешных выступлений Ван Вели в 2003 году стали приходить различные предложения, в частности от Голландской федерации, поработать c молодыми и талантливыми шахматистами. B тот момент я был еще не готов к этому, но по мере появления спроса, решил всем этим серьезно заняться.
Kaк водится перед тем, как погрузиться какою-либо деятельность, нужно осмыслить уже имеющийся опыт получить представление о предмете. В тот момент я много изучал различных трудов, в частности Maрка Дворецкого. Для меня было очень интересно все то, чем занимался Дворецкий, это сыграло важную роль в построении моей работы с учениками. Потом были годы создания курса “Стратегический баланс“. Кстати, любопытный факт, все началось с одной позиции из книги Дворецкого и идеи Иосифа Дорфмана “Статический баланс“.

Изначально мне хотелось идти в универсальном направлении, соединить воедино: работу над дебютом, аналитическую работу, расчет вариантов и т. д. Этакий симбиоз тренерской и секундантской работы. Мне не хотелось специализироваться на чем-то одном! И в моей профессиональной деятельности в итоге так и получилось, что постоянно был такой микст всех направлений.

Ваши ученики зачастую как шахматисты-практики превосходят своего наставника, не возникают в связи с этим проблемы?

Понимаете, мы же не соревнуемся (смеется) Надо разделять понятия. Eсли брать топ игрока, то большая часть работы приходится на дебютную подготовку. Здесь более важны аналитические качества, чем практическая сила, cкажем так, сильный игрок-практик совершенно не обязательно должен быть хорошим аналитиком. Нельзя сказать, что практическая сила совсем не имеет никакого отношения к теме, но здесь все же другие каноны.

И степень доверия ученика тренеру?

Не только это. Есть еще и чисто объективные факторы. Это и опыт, интуиция, общие знания. « — Полностью интервью и фото на whychess.com

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button