Тренер-ученик
«Вы известны как опытный тренер, работавший со многими великими шахматистами. Как, на ваш взгляд, должны выстраиваться отношения между тренером и учеником?
— Взаимная симпатия играет важную роль…
Повторюсь: симпатия обеих сторон, преданность и согласие – самые важные элементы сотрудничества. И, естественно, высокий профессиональный уровень знаний в качестве основы.
Насколько близко должен интересоваться тренер личными взглядами и внутренним миром своего ученика?
— Вы никогда не найдете идеального человека. Но у вас есть выбор из многих потенциальных тренеров. Тот, кто не очень хорошо образован, не владеет культурой выражения своих мыслей в устной форме – не подходит. Моральные качества по меньшей мере так же важны, как и вещи, упомянутые выше. С другой стороны, вы не сможете получить желаемый результат, если ученик ленив и не испытывает энтузиазма. Также родители ведут себя порой как идиоты. И далеко не только в шахматах они зачастую приносят больше всего вреда своему ребенку. Когда в 1999 году я закончил свою работу с Петером Леко, меня спрашивали, какого ученика я хотел бы тренировать. Сироту! – был мой ответ.» — Полностью интервью Сергея Кима с АНДРАШом АДОРЬЯНом на chesspro.ru