Чтобы дебют был впору

«… Всё же самым запущенным местом у детей, как ни странно, является дебют. Не знаю, как у других тренеров, но именно тут у меня возникают главные трудности. Некоторые случаи просто вводят в ступор. Переходит ко мне мальчик. Перворазрядник, вполне себе интересный, перспективный, «соображающий» – выводы из тренировочного процесса. Подошло время играть в первенстве Москвы. И что я вижу? Результат белыми 0,5 из 4. Смотрю партии, везде «каменная стена» обратным цветом: 1.f4 и далее построение e3, d4, с3, напрочь убивая слона с1. Там идея в том, чтобы коня на е5 и далее – прямая атака на короля. Однажды виды на атаку появились, требовалось пожертвовать, но необходимой для данного варианта пробивной мощи проявлено не было. Чуть промедлил, чуть не туда – и момент упущен, а изначальная проблема «тупого» слона никуда не делась. С этим слоном он так из партии в партию и загибался. Я ему: «Зачем ты играешь столь убогий дебют? Неважно, что ничего другого ты не знаешь. Во-первых, твои соперники тоже ничего не знают, во-вторых, хуже всё равно не будет». Прошло время, первый тур «петросяновского» опена «Здравствуй, лето». И что я вижу? Конечно, 1.f4! Каков итог? Конечно, 0-1. Я уже за помощью к маме, мол, где и как ваш сын подцепил эту дебютную заразу, от которой никак невозможно избавиться. Затем обращаюсь к самому герою: слушай, ок, дебют бывает сам по себе дрянной, но даёт хорошие результаты, или хотя бы, несмотря на свою дурную репутацию, в этом варианте получаешь перспективные позиции, но у тебя же – полная, беспросветная безнадёга: и позиции получаешь убогие, и результат в 9 случаях из 10 плачевный. И чего, спрашивается… «А мне нравится!» – получаю ответ. Вот вам ещё один пример на тему «любовь зла», на что можно лишь беспомощно развести руками.
Известно, что переделывать всегда труднее, чем строить с нуля. Так и с дебютом. До тренерской работы с совсем юными шахматистами я и предположить не мог, что самые упёртые консерваторы – дети, причём, чем меньше возраст, тем эта упёртость проявляется с большей силой. Знакомство с шахматами с чего начинается? Обозначили силу фигур, научили ими ходить, далее что? Понятно, «детский мат». Пройдя этот важный этап, когда объяснят, что так просто мат не ставится, переходят к следующему этапу обучения – «развитие фигур». Партия начинается с тех же ходов, что и при «детском мате», только без выпада ферзя на h5. Коней на f3 и с3, слона на с4, рокировка, далее единственной продуктивной идеей является связка коня f6 с последующим её использованием посредством Nd5. Чёрные делают то же самое, кто вперёд использует связку, тот и молодец! Если же соперники уже продвинутые, предусмотрительно выставят пешки на h3 и h6 – тогда начинается вызывающее зевоту рутинное перетягивание канатов. И вот на этом этапе дети застревают напрочь, подъёмным краном из этого дебютного болота их не вытащишь. Зачем осваивать что-то новое, когда в своём болоте всё известно и так знакомо. Предвижу резонный вопрос: разве в дебютных проблемах ученика виноват не тренер? Отчасти это так, однако в процессе рутинного школьного обучения, когда занятия проходят в группах, когда сегодня ребёнок пришёл, а следующее занятие он пропустил, уделять много внимания дебюту – крайне непродуктивно, не говоря о том, что на определённом этапе к выбору дебютного репертуара необходимо подходить крайне ответственно. Тут, как при выборе обуви, необходимо, чтобы дебют был впору, нигде не давил, чтобы чувствовалось в нём легко и комфортно. Можно, конечно, всех в кирзовые сапоги…» — из публикации Междунароного гроссмейстера Сергея Загребельного «Эвбейский дракон» на chesspro.ru