Шахматный юбилей
24 декабря, 145 лет назад, родился второй чемпион мира Эмануил Ласкер.
Он был чемпионом мира 27(!) лет – дольше, чем кто-либо из шахматных «королей». Этот впечатляющий рекорд уже никогда не будет побит. Эмануил Ласкер был не только шахматистом, но и доктором философии и математики. Именно философский подход к решению шахматных проблем и математическая точность, с которой он оценивал возможности своих соперников, приносили этому, по оценке Ботвинника, «великому психологу», победы, удивлявшие шахматный мир.
Ласкер стал чемпионом мира в 1894 году, выиграв матч у стареющего Стейница с убедительным счетом 12:7. Однако шахматный мир не торопился признавать его королем, особенно после того, как в 1895 году он занял только третье место на турнире в Гастингсе. Последующими успехами Ласкер заставил скептиков признать свою силу. В 1896 году он выиграл матч-реванш у Стейница и стал победителем Петербургского турнира четырех сильнейших шахматистов мира. Последующие годы приносят ему новые победы. Он выигрывает матчи на первенство мира у Маршалла, Тарраша, Яновского (дважды) и только Шлехтеру удается сыграть с чемпионом мира вничью – 5:5.
Как никто другой Ласкер умел играть решающие партии. Он выиграл последнюю партию в матче с Шлехтером, а в Петербургском турнире 1914 года, отставая от Капабланки за два тура на 1,5 очка, сумел выиграть у него очный поединок и в итоге обошел молодого кубинца, заняв первое место. Спустя 7 лет, в 1921 году, в Гаване состоялся матч на мировое первенство между Капабланкой и Ласкером. Конечно, 52-летнему чемпиону мира трудно было сражаться с соперником на 20 лет моложе, да еще в тропической Гаване. Ласкер проиграл матч, сдав его после 14 партий, из которых не выиграл ни одной.
Многим казалось, что шахматная карьера экс-чемпиона на этом закончилась, однако Ласкер еще несколько лет оставался непревзойденным турнирным бойцом. В 1923 году он выиграл крупный турнир в Остраве, а в 1924-м победил в сильнейшем по составу турнире в Нью-Йорке, опередив Капабланку на 1,5(!) очка. В Москве спустя год он вновь опережает кубинца, заняв второе место вслед за Боголюбовым.
После этого Ласкер на девять (!) лет отходит от шахмат и возвращается к турнирной практике уже в середине 30-х годов. 66-летний ветеран великолепно выступал в Московском международном турнире 1935 года: он занял третье место и вновь опередил Капабланку, у которого выиграл принципиальную партию. А в 1936 году Ласкер достойно сражался в грандиозном Ноттингемском турнире: разделил с Флором 7-8 места, выиграл партию у нового чемпиона мира Эйве, а в итоге отстал от победителей, Ботвинника и Капабланки, всего на 1,5 очка.
Во второй половине 30-х годов Ласкер вынужден был покинуть свою родину – объятую фашизмом Германию. Некоторое время он жил в Москве, но вскоре уехал в США, где умер в январе 1941 года. «Ласкер был моим учителем, – писал Алехин. – Без него я не мог бы стать тем, кем я стал. Идея шахматного искусства немыслима без Эмануила Ласкера» — Публикация на ruchess.ru