Новости

Контроль времени в шахматах

«До сих пор в ФИДЕ идут споры о том, какой временной контроль является оптимальным для шахматных турниров и матчей. Отметим, что мы принимаем за должное, что ограничения должны быть. Тем не менее, так было не всегда. Использование временных контролей и, особенно, шахматных часов, стало достаточно поздним развитием нашей древней и благородной игры. До середины 19-го века игроки имели право думать столько, сколько хотят. В результате, несмотря на ошибки, средняя партия могла длиться несколько часов.
Печально известный матч Howard Staunton vs Pierre St. Amant в 1843 г. запомнился тем, что почти все партии длились дольше 10 часов. Например, 21-ая партия заняла14.5 часов!
Великому Полу Морфи приходилось не слаще: некоторые поединки с Льюисом Паульсеном в 1857 г. длились более 15 часов! Американская легенда в какой-то момент вышла из себя и потребовала, чтобы время, затраченное Паульсеном, записывали отдельно в назидание потомкам.
Шахматы считались игрой настоящих джентльменов, так что оказывать давление на оппонента с целью вынудить его сделать ход считалось плохим тоном, даже если это и порождало возможность применения стратегии «пересиживания». Организаторы первого международного турнира (London, 1851) изначально собирались ввести некий временной контроль, но потом отказались от своей затеи. Тем не менее, вскоре Стаунтон и некоторые другие ведущие маэстро стали требовать стандартизированный временной контроль. С 1861 г. и далее песочные часы стали важной частью проведения турниров и матчей. Шахматы уже никогда не станут прежними. Началась новая эра.
Первым турниром, в котором были задействованы двухсторонние шахматные часы, стал London 1883, где был установлен лимит в час на 15 ходов. Если шахматист не укладывался в срок, то ему засчитывалось поражение. Партии начинались в 12 часов дня, а тур длился до 5 вечера. Если кто-либо не успевал завершить свой поединок, то далее шёл ужин (перерыв 2 часа), а потом доигрывание (до 11 вечера, если потребуется).
Fattorini & Sons, часы образца 1890 г. Компания существует и поныне! На международном турнире Лондон-1883 впервые применялись двусторонние механически часы, изобретенные Thomas Bright Wilson. Они представляли из себя пару часов на платформе в форме пилы. Когда жмешь на одну чашечку, то маятник другой половины приходит в действие.
Шахматные часы стали привычным явлением в шахматном мире, но компромисса касательно выбора временного контроля и необходимости его стандартизации не было. Практиковались много вариаций и, как и сегодня, бывало, что на одном турнире применялся один контроль, а на другом — иной. Матч между Андерсеном и фон Колишем в Лондоне (1861) игрался с контролем 1ч на 24 хода. Международный турнир в Париже (1867) запомнился контролем 1ч на 10 ходов и лишь денежным штрафом за превышение лимита! В Баден-Бадене-1870 давался 1 час на 20 ходов. Как уже упоминалось, в Лондоне-1883 отводился 1 час на 15 ходов. Последующий матч за звание чемпиона мира 1886 г. между Стейницем и Цукертортом ( победителем Лондона-1883) также проводился с контролем 1 час на 15 ходов.
Позднее в чемпионатах мира применялся лимит в 5 часов на 40 ходов (т.е. по 2.5 часа каждому сопернику на 40 ходов), а потом по часу на 16-20 (когда как) ходов. Это было нормой для большинства международных турниров до середины 1980-ых. Тогда зазвучали призывы к ускорению и отказу от доигрываний. Бобби Фишер оказал существенное влияние на этот процесс.
Его матч-реванш со Спасским (1992) игрался с начальным контролем 1ч 50м каждому. После 40 ходов оба оппонента получали по 40 минут. После 60 ходов — 30 минут. После 80 и через каждые последующих 20 ходов — еще 20 минут. Также за каждый ход (начиная с первого) добавлялось по 1 минуте. Фишер получил патент на специальные часы, позволяющие устанавливать подобный контроль.
Наконец, когда в 1995 г. на сцене появился Кирсан, то ФИДЕ начала экспериментировать с еще более короткими контролями. На сегодняшний день стандартом является 90 минут на 40 ходов, а далее 30 минут до конца, с добавлением 30 секунд за каждый ход, начиная с первого. Впрочем, его придерживаются не все организаторы. Любопытно, что ФИДЕ хотело бы попробовать еще более быстрые контроли, но эти инициативы встречаются очень холодно самими игроками.
Легендарный американский чемпион Фрэнк Маршалл упоминает (My Fifty Years of Chess, стр. 16) о необычном временном контроль, придуманном орг
анизаторами Nuremberg 1906:
”Этот турнир выдался непростым, так как там был проведен еще один эксперимент по отказу от ограничений по времени. В The Year Book of Chess (1906) сказано на эту тему следующее ‘Согласно правилам, не было ограничений на первые 6 часов игры, а потом по 1ч на 15 минут и штраф в один шиллинг за каждую минуту сверх нормы. Чтобы избежать этих нелепых ограничений, Leonhardt и Przepiorka в какой-то момент партии сделали ряд бессмысленных ходов, чтобы избежать штрафа и накопить время. Другие шахматисты взяли этот прием на вооружение. Самый забавный казус случился в партии Salwe–Tarrasch. Доктор Тарраш не только проиграл партию, но, пытаясь отсрочить поражение, вынужден был заплатить 4 фунта и 15 шиллингов! После этого регламент поменяли на «в первый день игры ограничений нет, а при доигрывании правила остаются теми же, что и раньше». Лично я постарался не отвлекаться на эти странные правила, а лишь старался хорошо играть в шахматы.”
Всё это подводит нас к «тактике дня» — замечательной партии, сыгранной на турнире в Нюремберге и ставшей одной из визитных карточек Маршалла:..» — Продолжение статьи «Контроли времени, Фрэнк Маршалл и Нюремберг 1906» Международного гроссмейстера Кевина Спраггетта на pogonina.com

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button