Когда приходит вдохновение
«В далеком 1999 году я принимал участие в детском соревновании по шахматам в Артеке. Не знаю, каких трудов это стоило моим родителям. Почетным гостем соревнования был Василий Иванчук. В один из дней он давал сеанс одновременной игры. Я отчаянно сражался, и время перевалило далеко за полночь. Мои товарищи по команде к тому моменту уже несколько часов как отдыхали и ждали меня. Кончилось все тем, что мне сказали сдаться, так как я сильно задерживаю группу. После нескольких минут препираний, дождавшись сеансера, протянул ему руку в знак сдачи. Он встрепенулся. Посмотрел на меня непонимающим взглядом. В ответ на мои объяснения, развел руками в стороны и сочувственно посмотрел на меня. Мы встретились взглядом на мгновение. Но я все понял. Иванчук — это не шахматист. Иванчук — это шахматный художник. Для него шахматная партия — это не очки и секунды, это полотно, мольберт. Что бывает когда у художника нет вдохновения — мы можем наблюдать в эти дни в Салониках.
Когда приходит вдохновение? Никто не знает. Если бы знать это наверняка, произведений искусства было бы в разы больше. Но если оно приходит — получается партия, которую человек играет, приехав на тур с трапа самолета…
(Речь идет о знаменитой партии Иванчук — Каспаров, Линарес 1991. Когда Иванчук, приехав в турнирный зал прямиком из аэропорта обыграл Каспарова без малейшего звука).»