Пришло время менять ситуацию
Беседа гроссмейстера с адвокатом о правовых аспектах проблемы компьютерных подсказок в шахматах.
«На мой взгляд, «зашкаливающий процент» будет являться необходимым и достаточным доказательством нечестной игры, однако все это (вплоть, возможно, до конкретного процента совпадений с программой) должно быть надлежащим образом предусмотрено в правилах или иных положениях ФИДЕ. В международных правилах должна официально существовать процедура действий игроков, судей и самой ФИДЕ в подобных ситуациях. Тогда это будет легитимно, правильно. Главное – никакой самодеятельности, самоуправства.
Честно говоря, я не понимаю, что мешает ФИДЕ, изучив уже довольно большой объем партий, в которых игроки пользовались компьютерными подсказками, разработать правила по предупреждению такой деятельности и ответственность за их нарушения. Я не вижу здесь большой проблемы.
Еще раз подчеркну, что необходимо разработать единые унифицированные правила, обязательные для всех участников-шахматистов, организаторов и федераций. Если последние, конечно, хотят чтобы проводимые ими турниры были обсчитаны по правилам ФИДЕ. Это для начала.
Что касается практической стороны вопроса, то в этой части имеются определенные трудности. Но, думаю, они вполне решаемы. Я, например, склоняюсь к тому, чтобы все участники перед туром любого соревнования проходили через металлодетектор (рамку), как при прохождении личного досмотра в аэропорту…
…Одновременно, как юрист, адвокат, считаю необходимым создать при ФИДЕ что-то типа Шахматного арбитража, который состоял бы, например, из двух шахматных судей ФИДЕ и одного-двух профессиональных юристов. Вот там и можно разбирать все жалобы, а также нарушения тех или иных правил ФИДЕ, в том числе представления судей (см. выше) в отношении недобросовестных шахматистов с применением к последним санкций, предусмотренных правилами ФИДЕ. Уверяю Вас, нечестных на руку игроков, а равно и организаторов, нарушающих правила и этических нормы ФИДЕ, значительно поубавилось бы…
…Сейчас смотрю: при ФИДЕ создано 17 комитетов на любой вкус и цвет, но юридического или правового не нахожу. О чем это говорит? О том, что шахматы – игра древняя, и, по-видимому, там и осталась. В древности. Поэтому малоинтересна она спонсорам и меценатам. За столько времени пора было уже определиться, что есть шахматы: спорт, искусство, наука или просто игра для дворов, парков и первой десятки топ-игроков? Сегодня в шахматах, как никогда, сильна спортивная составляющая, то есть шахматы рассматриваются как вид спорта. Однако весь мир спорта давно живет по правилам fair play — это мир, в котором существуют единые для всех спортсменов нормы поведения, при этом отношения между спортсменами строятся на основах этики и взаимного уважения. За нарушение правил следуют жесткие меры, вплоть до пожизненной дисквалификации. Так почему шахматисты не способны навести порядок в своем хозяйстве? Тысячи юристов, так или иначе, работают в области спортивных технологий, помогают спортсменам грамотно выстраивать личные контракты, представляют и защищают интересы последних на переговорах, в спортивных арбитражах и так далее. Кстати, пример сестер Косинцевых в этом плане показателен: захотел сегодня игрок играть – играет, завтра передумал — отказался. И всё. Никаких предусмотренных контрактом юридических обязательств у него нет. Свободный агент и никому ничего не должен.
Подводя итог, могу сказать, что в сравнении с другими видами спорта шахматы остались любительским видом, где царит некий правовой хаос, где каждый сам за себя. Шахматы так и не стали профессиональным спортом, в котором права и обязанности спортсмена закреплены в контрактах, а также защищены законом (правилами) и судом. По-моему, пришло время эту ситуацию менять.» — из интервью О. Корнеева с Международным Гроссмейстером и адвокатом Ириной Лымарь наchess-news.ru