Новости

Все может тысячу раз измениться

«В чьи паруса подует ветер удачи?
Задолго до старта турнира претендентов шли ожесточенные споры. Одни считали, что лидер мирового рейтинга Магнус Карлсен должен смести всех своих противников, как он делал это за несколько месяцев до этого в Лондоне или Вейк-ан-Зее. Другие столь же резонно полагали: норвежцу ничего не светит… Два первых тура показали, что Карлсен пока ни жив ни мертв. Самое время начать искать нового фаворита.

Если легкая стартовая ничья с Ароняном, скорее, подняла ставки Эло-фаворита, то вторая двухчасовая партия — теперь против Крамника, белыми — оставила публику в полном недоумении. Карлсен попросту не смог завязать борьбы белыми?! В этой партии он так лихо снимал с доски фигуру за фигурой, что на секунду показалось: у Магнуса «все ходы записаны”, и нас ждет что-то особенное. Но… туман рассеялся довольно быстро — какая там игра на победу, давно пора подписывать бланки.

Соответствующим было и настроение. Если накануне норвежец расточал улыбки, теперь все больше молчал, глядя куда-то в пустоту. Куда девалась его уверенность в своих силах, гордое «сейчас я играю в шахматы лучше всех”… Что подобное с ним случилось несколько месяцев назад на финале «Большого шлема” в Сан-Паулу. Там он к концу первого круга тоже едва выбрался из минуса, однако потом развил такой бешеный тем, что смял соперников, — и завоевал свое привычное первое место.

Сможет ли теперь? Кто знает. На самом деле ничего криминального для Карлсена не случилось. Он сделал две ничьи со своими главными конкурентами, едва ли при этом потратив хоть сколько-нибудь сил. Хотя если вспомнить Топалова и Ананда, в 2005 и 2007 годах побеждавших в этом формате, — и Веселин, и Виши обыгрывали на старте как раз своих прямых конкурентов, заставляя их отказаться от борьбы.

Магнус ничего такого не сделал. Он не припугнул, даже не намекнул, просто ушел в сторону, открывая дорогу конкурентам. И они не примянули этим воспользоваться, заодно дав ориентиры для остальных. Во втором туре Аронян победил Гельфанда, а Раджабов — Иванчука. Причем, если Левон с Теймуром играли по-разному, то Борис с Василием одинаково плохо, и контуры их поражений просматривались еще задолго до завершения поединков. У Иванчука — чуть ли не после первого же хода 1…f5.

Аронян подловил вице-чемпиона мира на вариант, в котором Гельфанд в какой-то момент устал защищаться от незначительных, но постоянных угроз белых, на ровном месте зевнув пешку, а с ней и партию. Раджабов с честью исполнил роль «ведомого” в кривых лабиринтах ленинградского варианта голландской защиты… По большому счету, ему не пришлось ничего выдумывать — Василий все сделал за него. Позабыл о развитии, беспорядочно разбросал фигуры по доске, — и получил по заслугам.

Оба, точно извиняясь, приняли победу из слабеющих рук 40-летних соперников, и возглавили пелотон. Их моральный и игровой перевес над ними был подавляющим — кто бы мог подумать! И если Аронян словно извиняясь разводил руками, дескать, так получилось (и фактически молчал на пресс-конференции), то Раджабов определенно и смело высказался о своих планах и ожиданиях от турнира. В конце концов, зачем вообще ехать на турнир претендентов, если страстно не хотеть его выиграть.

Карлсен, говорите? Ну, а что Карлсен. В шахматы играют не титулы, а конкретные люди. Магнус показал слабину, и его закономерно обошли. Надолго ли — посмотрим. После третьего тура, в котором норвежцу предстоит черными «попробовать на вкус” Гельфанда, а Ароняну с Раджабовым играть черными, соответственно, с Иванчуком и Свидлером, можно будет делать какие-то выводы. И о состоянии лидеров, и о тех, кто может прийти им на смену. Как справедливо замечают все до единого участники, турнир длинный, все может тысячу раз измениться. Вопрос — в чью сторону?»
Источник на candidates2013.com

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button