Тренерство гораздо тяжелее
«…Моя основная задача – подготовка к стартам лидеров сборных команд, обеспечение достойного выступления сборной на официальных турнирах – чемпионатах мира и Азии. В этом направлении в течение всего года идёт интенсивная разнообразная работа. К примеру, в этом году к работе на сборах, помимо казахстанских гроссмейстеров, были привлечены ведущие специалисты из России и Узбекистана.
Кроме того, в мои обязанности входит тщательный мониторинг партий ведущих шахматистов от 7 до 18 лет на внутренних турнирах. Огромная работа проводится на международных турнирах при подготовке к конкретным соперникам. Здесь надо тщательно проанализировать, понять, какие слабые места есть у оппонентов, подобрать дебютный вариант, выстроить общую линию на игру. Ну а конечная цель всей этой работы – медали на мировых и азиатских чемпионатах…
…Я достаточно много занимался шахматами, но большую часть времени – непосредственно игрой. Тренерство гораздо тяжелее. Играя сам, за результат партии отвечаешь ты и только ты. Если проиграл, винить, кроме самого себя, некого. А вот когда тренируешь, многое зависит уже не от тебя, а от самого спортсмена. Прямого твоего влияния на результат, по сути, нет. А помните знаменитое «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны»? Наблюдая за течением партии и видя все огрехи своего подопечного, зачастую трудно реагировать спокойно и адекватно. Признаюсь, поводов для расстройства у меня стало гораздо больше. Ведь если игрока волнует только свой результат, то круг вопросов тренера несравнимо шире. И результаты всех его подопечных, и определение причин неудачи, и определение путей к их устранению в дальнейшем… Впрочем, зная шахматы изнутри, я довольно быстро ко всему адаптировался…». — Из интервью Аслана Кудабаева с трехкратным чемпионом Казахстана, Международным Гроссмейстером из Костаная, Главным тренером детско-юношеских сборных РК по шахматам Петром Костенко «Пётр Костенко. С точки зрения шахматиста и тренера» на vesti.kz