Сильных бессмысленных ходов не бывает
«Позиция, получающаяся после 1. d4 Nf6 2. c4 e6 3. Nc3 Bb4 4. Qc2 d5 5. a3 Bc3+ 6. Qc3 0-0 7. Bg5 или 4… 0-0 5. a3 Bc3+ 6. Qc3 d5 7. Bg5 известна с 1930 года. Здесь черные пробовали разные ходы, но только в 2009 на арене впервые появился ход 7…с5. Он не только основан на жертве пешке в основном варианте, но и на сильном ухудшении пешечной структуры в побочном. Ход с5 впервые был применен Радославом Войташеком в партии против Алексея Дреева. Сейчас в этом варианте сыграно около трех десятков партий, причем часть из них на самом высоком уровне.
В своих статьях я, указывая на различные стандартные правила, приемы, структуры и т.д., всегда добавляю, что необходимо учитывать конкретную ситуацию, которая возникла на доске. Тот или иной стандартный прием или подход может, например, сработать в 9 случаях из 9, а в 10-ом не пройти. Общей оценки позиции не всегда достаточно для выбора плана или хода. С развитием компьютерных игровых программ шахматы значительно изменились. Произошло переосмысление многих дебютов, позиций. Компьютерные программы, сильные, прежде всего, в расчете вариантов, привнесли в шахматы много конкретики. Анализ и игра с движками привели к тому, что шахматисты стали, к примеру, чаще идти на стратегически рискованные позиции, основываясь на конкретном подходе, подкрепленном вариантами.
То, что в шахматах стало больше конкретики, не отменяет обязательность классического позиционного образования. Одного хорошего расчета не достаточно для нахождения сильного хода. Даже нестандартные ходы зачастую держатся на каких-то позиционных идеях. Сильных бессмысленных ходов не бывает.
Конкретный подход к позиции – это, в первую очередь, отбрасывание шаблонности при оценке позиции. После общего взгляда на позицию с определением ее позиционных плюсов и минусов необходимо внимательно проверить, таковы ли они на самом деле. В этом помогает более глубокая оценка ситуации с представлением, в каком направлении дальше будет проходить игра и с расчетом конкретных вариантов. То, что кажется силой, может оказаться слабостью и наоборот.
Чем сложнее и запутаннее позиция на доске, тем важнее роль конкретного подхода и расчета, чем проще позиция, тем больше на первое место выходит позиционное понимание и грамотное планирование. Именно поэтому юные и зоркие шахматисты предпочитают острую тактическую борьбу, а убеленные сединами ветераны – реализацию хорошо известных им окончаний» — из статьи гроссмейстера Н. Погониной «О конкретном подходе к позиции» на pogonina