Опоздание — ноль
Главный тренер ООО «SEHRLI SHAHMAT», международный гроссмейстер Сайдали Юлдашев о правиле опоздания на турнир и дресс коде шахматиста:
«Вчера на чемпионате Европы (8 тур) произошло ещё одно событие, связанное с правилом опоздание-ноль. Рейтинг-фаворит турнира Мамедьяров Шахрияр опоздал, как он утверждает на 10 секунд. Хотел бы высказать свои мысли по поводу этого правила.
Безусловно, не только шахматист, но и любой спортсмен обязан соблюдать спортивную дисциплину, этику поведения. Но я считаю, что за опоздание, хоть на одну минуту, наказание поражением — для шахматистов неприемлемое правило.
Все знают, что сами по себе шахматисты народ немного странный, рассеянные, живушие в своем мире шахмат. Большинство профессиональных шахматистов ведет ночной образ жизни. Ложатся спать далеко за полночь, особенно на турнирах. Я сам на турнирах стараюсь лечь попозже. Поясню. Обычно партии начинаются после обеда. Если лечь рано и встать рано, то до партии сохранить всю свою энергию будет не так легко. Поэтому часто подъем где-то в 10-11 утра. Многие шахматисты даже не завтракают перед туром. И это обычный режим на турнирах.
Рустам Касымджанов как-то рассказывал мне про сбор с Александром Морозевичем: «После ужина часов в 22.00 занимались шахматами до 4 утра, после чего ложились спать, но Морозевич предлагал ещё немного почитать!! За окном уже почти светало».
Конечно, не все ведут такой образ жизни. Я думаю, что опоздание должно быть 20-30 минут, всякое же может случится. Особенно на турнирах с большим количеством игроков. Случалось много казусов с этим нововведением. Помню, на Олимпиаде в Дрездене, в 2008 году ввели это правило: опоздание — ноль. Это на Олимпиаде, где играют больше 100 команд, около тысячи шахматистов. Жили мы в разных гостиницах, кто-то ближе к турнирному залу, кто-то дальше. На игру ездили на трамвае, потом надо было ещё идти пешком до турнирного зала минут 15. Ещё надо было пройти контроль секьюрити. А теперь представьте, тихий, красивый Дрезден, с его не спешащей и размеренной жизнью. Так вот, я был свидетелем, когда целые команды бежали от трамвайной остановки в турнирный зал. Со стороны казалось, что кто-то гонится друг за другом. Местные жители шарахались в сторону, когда видели целые группы иностранцев, несущихся друг за другом. И это был турнир наций! Когда врывались в зал запыхавшиеся игроки, а ещё надо было найти свой стол в огромном зале. Бывали случаи, когда игрок уже был в зале, но не успевал до звучания гонга найти свои стол. Помню мы тоже как-то бежали, оставалось несколько минут до начала игры. Как шутил Алексей Барсов: первый, кто окажется в зале должен бежать не к своему столику, а к главному судье и придержать его за руку, чтобы он не ударил в гонг!
Расскажу ещё один случай. Играли мы в Малазия-опен в 2009 году. Значит, играется последний тур, который начинается не как обычно после обеда, а утром. За 10-минутное опоздание — ноль. Так вот, прошло 5 минут от начала игры, а нашего шахматиста Жени Пака нет за доской. Благо жили и играли в одной гостинице. Я быстро нашел телефон и позвонил ему в номер. Трубку поднял Женя и сонным голосом говорит: «Алле?» Я сказал, что у него есть 2 минуты. Буквально через 1 минуту Женя Пак влетел в турнирный зал в шортах и майке. Быстро садится за доску разыгрывает дебют, как сейчас помню, «защиту Грюнфелда». После чего выясняется, что он сел не за свой столик!
Это со стороны смешно, но в том же Дрездене МГ Ткачев, игравший за сборную Франции, опоздал на последний тур, было засчитано поражение и ему было отнюдь не до смеха.
С дресс кодом я думаю, что правильно ввести какие-то ограничения, т.е. нельзя садиться играть в шортах, майках, в шлепках и т.п. Как-то играл на турнире, так там один наш азиатский шахматист, не хочу называть фамилию, чтобы не обидеть его, играл несколько туров в колпаке Деда мороза! Хорошо, что ещё халат Деда мороза не одел.
Отдельная тема — это поведение за доской. Но об этом в другой раз».