О шахматах в школе — играть командами
«Раз уж решили массово учить детей шахматам, надо найти и приемлемую форму игры, не травмирующую психику ребенка. Тут можно предложить очень простой и эффективный с точки зрения педагогики и детской психологии прием – играть в шахматы командами. В начальных классах оптимальной формой будет, по-видимому, консультационная партия. При этом игра в команде (группе) положительно сказывается на детях по следующим причинам:
1. Ответственность за принятие решения распределяется между членами команды, и, соответственно, проигрыш в игре каждым участником переносится легче.
2. Сам факт нахождения ребенка в команде имеет психотерапевтическое воздействие, так как группа оказывает психологическую поддержку каждому ее члену. Положительный групповой опыт, адекватность и устойчивость самооценки группы в целом переходят на индивидуальный уровень и становятся достоянием каждого учащегося.
3. При проведении игровых занятий группами терапевтический эффект достигается также за счет так называемого «выхода» в исследовательскую позицию по отношению к проблеме. Как отмечают специалисты в области группового психологического тренинга, способность к такому «выходу» может стать ценнейшим приобретением учащихся.
4. Командная игра отвечает и одному из основных требований детских психологов, которое гласит, что система школьного образования призвана, прежде всего, социализировать учащихся, то есть приобщать, адаптировать их к жизни в социальной системе. Поэтому она имеет дело только с теми играми, которые этому способствуют». — из публикации Г. Овакимяна «Каким шахматам надо учить детей в школе?» на chess-news