Шахматное чтиво
На сайте www.russiachess опубликована статья главного редактора журнала «64» Марка Глуховского «На родине футбола» о короткой истории и некоторых особенностях 3-го супертурнира London Chess Classic, стартующего 3 декабря:
London Chess Classic – не такой уж редкий пример супертурнира, появившегося в последние годы. Это турнир без великой истории, но с весьма любопытными и уже сложившимися традициями. О них и поговорим.
Начать следует с того, что в турнире принята футбольная система зачета очков – 3 за победу, 1 за ничью. Понятно, что такая формула стимулирует игроков к результативной игре. И со своей задачей система справляется – в двух прошедших соревнованиях результативность была достаточно высокой, в диапазоне между 40 и 50 процентами. Конечно, дело еще и в том, что состав подбирается боевой и достаточно «рыхлый»: еще до начала состязания можно определить явных аутсайдеров.
В первые два года формат не менялся – 8 участников определяли лучшего по круговой системе. В соревновании принимали участие четыре местных гроссмейстера и четыре приглашенных. Местные игроки неизменны – английские шахматы традиционно представляли Адамс, Шорт, МакШейн и Хауэлл (те же гроссмейстеры сыграют и в этом году). Поскольку Дэвид Хауэлл едва ли прочитает этот обзор, мы можем смело записать его в аутсайдеры, не опасаясь повторить судьбу одного из арбитров, который несколько лет назад физически пострадал от юного вспыльчивого гроссмейстера. Между прочим, несмотря на то, что молодой англичанин явно выбивается по классу из состава турнира, он ни разу еще не занимал последнего места. В двух предыдущих соревнованиях эту почетную обязанность брал на себя Найджел Шорт – гроссмейстер высокого уровня, лучшие годы которого, увы, позади.
Достаточно пристойно, ровно, что называется – в свою силу, выступает обычно Адамс. Шансов на высокое место при трехочковой системе у него нет – слишком неяркий стиль, слишком много ничьих. Но и ниже 50 процентов Микки пока еще не опускался.
Самым интригующим из англичан следует признать Люк МакШейна. Это довольно молодой и талантливый гроссмейстер, а также – способный математик. Несколько лет назад он бросил шахматы, в прошлом году бросил работу в лондонском Сити и вернулся в шахматы, а вот сейчас опять бросил шахматы и вернулся на работу в Сити. (И даже отказался играть в 2012 году в главном турнире в Вейк-ан-Зее, хотя отобрался в 2011-м, победив в турнире «Б»). Он человек импульсивный, и в прошлом году, как раз на стадии возвращения, наделал было шороху – стартовал 2 из 2-х, красиво обыграл в первом туре Карлсена, до последнего дня претендовал на победу, но удовлетворился в итоге дележом 2-3 места с Анандом. В очередной раз уходя из шахмат, МакШейн может и хлопнуть напоследок дверью – способности у него есть, и немалые. Но все же в большой успех англичанина верится с трудом.
Люк МакШейн демонстрирует интересную партию
Обратимся теперь к приглашенным игрокам – именно среди них следует искать будущего победителя.
Три года подряд в турнире играют Карлсен, Крамник и Накамура. Хикару в Лондоне пока ничего особенного не показал – и вряд ли покажет, учитывая его последние выступления. Главной интригой двух первых соревнований было противостояние Крамника и Карлсена. В 2009 году чистое первое место занял Магнус («+3»), который обыграл Владимира («+2») в личной встрече – едва ли не впервые в карьере (длинная тягучая борьба в английском начале, Карлсен играл белыми). В 2010 году в предпоследнем туре Крамник вчистую переиграл Карслена, но не сумел довести до победы знаменитый эндшпиль с лишней фигурой (возможно, единственный такой случай – и уж точно самый вопиющий в карьере экс-чемпиона мира). Если бы Крамник победил, у него были бы отличные шансы на первое место. После ничьей ему пришлось удовлетвориться местом в середине таблицы.
Чемпион мира Виши Ананда впервые выступил в Лондоне в прошлом году. Он отметился симпатичной победой над Карлсеном и заматовал Шорта, но, в силу трехочковой специфики, его «+2» хватило только для дележа призового места.
Если ориент
ироваться на прошлые результаты, логично предположить, что победу в начинающемся London Chess Classic будут оспаривать Карлсен и Крамник. (И, возможно, Ананд, хотя я не поставил бы на него ни копейки.) Есть, однако, еще одно, так сказать, привходящее обстоятельство. В этом году в соревновании участвуют девять, а не восемь гроссмейстеров. Еще один приглашенный – новичок турнира Левон Аронян. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать, что Аронян поборется за победу. Пойду чуть дальше и предположу, что шансы его велики. Ну, или, во всяком случае, выше, чем у прямых конкурентов. Не только потому, что он только что отлично выступил на Мемориале Таля. Есть еще важный момент: Аронян зачастую успешно играет на турнире, оказавшись на нем впервые. Его артистичная натура стремится завоевать новую аудиторию. Так что у армянского гроссмейстера есть дополнительная мотивация, а на высшем шахматном уровне это очень серьезный аргумент. Против Крамника будет работать усталость, против Карлсена – статистика (невозможно выигрывать все подряд), против Виши – «трехочковая» система. Что может помешать Ароняну – мне в голову пока не приходит, так что если бы мне пришлось ставить на кого-то одного – я бы выбрал Левона.
В нынешнем году мы станем свидетелями любопытного эксперимента – в круговом турнире примут участие 9 человек. Это – большая редкость; так сразу и не вспомнить другой сильный «круговик» с нечетным числом участников. Как-то это не принято. А, собственно, почему? В конце концов, выгоды нечетного числа очевидны – все играют равное количество белых и черных партий. К недостаткам можно, пожалуй, отнести только дополнительный выходной для «лишнего» игрока. Впрочем, это недостаток, конечно, не для шахматистов, которые часто жалуются на малое количество дней для отдыха, а для организаторов. Лондонские же организаторы сумели превратить недостаток в достоинство и «трудоустроить» лишнего игрока: в свободный от игры день он будет помогать комментаторам. Симпатичная идея – впрочем, устроители этого турнира делают немало, чтобы у соревнования появилось «не общее выражение лица».
Победитель прошлогоднего турнира в Лондоне Магнус Карлсен
И с этой задачей они также справляются. Активность вокруг турнира просто невероятная, сравнимая только с Вейк-ан-Зее. Мне пока не доводилось бывать в Лондоне, но ото всех свидетелей этого соревнования я слышал только восторженные отзывы. Параллельно с основным турниром проходят опен, женский круговичок, несколько турниров в рапид и блиц. В качестве комментатора обычно приглашают Корчного, который не только просвещает публику, но и в выходной день дает сеанс. В общем, это полноценный шахматный фестиваль, который, к тому же, проходит в знакомой всякому киноману волшебной атмосфере рождественского Лондона. Прекрасный турнир в прекрасном месте – что может быть привлекательнее? Конечно, москвичам, которые только что наслаждались Мемориалом Таля в доме Пашкова, жаловаться не на что. Но наш-то турнир уже закончился. А у них – только начинается!
Фото Ray Morris-Hill, www.raymorris-hill.smugmug.com