Шахматы как учебная дисциплина
На сайте russiachess опубликована информация о международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания учебной дисциплины «Шахматы в общеобразовательных школах и детских садах России и других стран мира», которая проходила 16-17.08.2011г. в России, г. Сатка.
Форум собрал свыше 30 ведущих специалистов шахматного образования России, Германии, Армении, Казахстана и Киргизии. В центре внимания работы конференции – значимость шахмат. На сегодняшний день особенно остро назрел вопрос о необходимости методологически грамотной организации процесса интеграции шахмат в систему образования.
В резолюции конференции подчеркивалось, что «в последние годы многие страны отвечают на вызовы времени модернизацией системы образования. Одной из ключевых задач подобной модернизации является поиск, апробация и интеграция в учебный процесс дисциплин, способствующих интеллектуальному развитию молодого поколения. Большой опыт, накопленный во многих странах, позволяет считать шахматы одним из таких учебных предметов. Не случайно Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, выдвигая инициативу «Наша новая школа», подчеркнул, что к концепции четырех «И» (в которую входят институты, инвестиции, инфраструктура и инновации) следует добавить пятую составляющую – Интеллект.
Благодаря системной работе, проводимой Международной шахматной федерацией (ФИДЕ) и ее президентом Кирсаном Николаевичем Илюмжиновым, с каждым годом увеличивается количество стран, в которых шахматы интегрируются в систему образования.
Известен положительный опыт преподавания шахмат в школах и детских садах Аргентины, Армении, Великобритании, Венесуэлы, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Канады, Китая, Мексики, Молдовы, Перу, США, Турции. Среди российских регионов лидерами шахматного образования являются республики Калмыкия и Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Томская, Челябинская и Псковская области».
Конференция отмечает следующие проблемы:
1) при интеграции шахмат в систему образования многих стран недостаточно применяются научные концепции, не выработана методология шахмат как учебной дисциплины;
2) слаба информационная база: на сайтах большинства министерств образования и шахматных федераций отсутствуют разделы, посвященные шахматам в образовании;
3) СМИ мало внимания уделяют тематике шахмат как учебной дисциплины;
4) из-за отсутствия информации о шахматах как учебном предмете широкой аудитории не известно, что именно в РФ впервые в мире шахматы были введены в программу начальной школы на федеральном уровне (с 1994 года) и изданы федеральные учебно-методические комплекты (курса «Шахматы – школе»);
5) не изданы тезисы докладов ряда конференций 2009-2010 гг., что существенно снижает эффективность подобных мероприятий.
КОНФЕРЕНЦИЯ ОБРАЩАЕТСЯ СО СЛЕДУЮЩИМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ:
К Международной шахматной федерации:
1. Считать инициативу Президента ФИДЕ К.Н.Илюмжинова о включении предмета «Шахматы» в программу общеобразовательных школ руководством к действию для министерств, департаментов образования и шахматных федераций стран, входящих в ФИДЕ.
2. Публиковать на сайте ФИДЕ в открытом доступе все материалы данной тематики, имеющиеся у ФИДЕ.
Подробно на сайте russiachess