GM Рустам Касымджанов предлагает
На сайте chessbase.com опубликовано «Open letter with a proposal» — Открытое письмо с предложением узбекского гроссмейстера Рустама Касымджанова на английском языке. На сайте chess-news.ru приводится полный перевод этого письма на русский язык:
«Уважаемые шахматные друзья,
Я пишу это открытое письмо, адресованное как ФИДЕ, так и всему шахматному миру, в связи с кризисом, в котором наша благородная игра оказалась в последнее время. О кризисе свидетельствует не только общее неудовлетворенность спонсоров, организаторов и любителей. Недовольство растет также среди профессионалов. Целый ряд традиционных турниров уже не проводятся, а в тех, которые еще остались, все большее число исключительно сильных игроков конкурируют за те же деньги. В то же время голоса со всех сторон выражают серьезную обеспокоенность по поводу тусклой игры в некоторых главных турнирах и печально известных коротких ничьих.
Чтобы понять причины, почему наш спорт никогда не достиг высот, которых он заслуживает, я считаю, будет полезно взглянуть на спорт, который похож на наш — теннис. В обеих играх идет борьба двух личностей, которые показывают целый ряд технических средств, соревнуясь в скорости и точности, терпении и мудрости. Почему, несмотря на это кажущееся сходство, несмотря на то, что гораздо больше людей в мире способны играть в шахматы должным образом, мы находимся на расстоянии световых лет позади тенниса во всем, что определяет успех в профессиональном спорте?
Причин, без сомнения, много, но главная проблема, на мой взгляд — существование ничьих как результата в шахматах. Короткие ничьи (их много делал и я) делают нашу игру больше похожей на внутреннюю академическую деятельность, а не спорт. Но их нельзя избежать – сегодняшний уровень подготовки и неотъемлемые свойства шахмат таковы, что ничья и, фактически, короткая ничья — наиболее вероятный результат в игре между сильными, хорошо подготовленными игроками. Тем не менее, когда в хорошо организованном турнире лучшие игроки встают и идут в свой номер отеля после десятиминутной ничьи, это не добавляет привлекательности шахматам.
Возвращаясь к теннису, главной привлекательной чертой является, на мой взгляд, тот факт, что каждая схватка приносит результат — в конце дня есть победитель и проигравший. И каждый зритель ощущает трепет от того, что знают наверняка, что, скажем, в матче Надаль — Федерер одного из игроков ждет триумф, а другой проиграет. Образно говоря, будет пролита кровь. И будут великие чемпионы.
В нашей игре, однако, дело обстоит иначе. У нас также есть великие чемпионы, но их величие иногда остается широко известным в узких кругах. Для того, чтобы быть успешным за пределами нашего маленького мира, для того, чтобы попадать на передовые полосы и телевидение, и тем самым получать финансы, нам нужны чемпионы, которые будут привлекательны для широкой общественности, даже далекой от тонкостей шахматной игры. Такова, например, была победная серия Новака Джоковича в этом году. То, что просто не может сравниться с выигрышем турнира с 8 из 13.
Теперь мое предложение. Если мы хотим успеха, спонсоров, публики и остального, мы должны отменить такие ничьи в классических турнирах. И не с помощью софийских правил — в турнирах с софийскими правилами так же много ничьих, как и в любых других; и не с помощью правила 30 ходов, когда игроки часто просто ждут 30-го хода. Нам нужно нечто совершенно иное. Наподобие тай-брека в теннисе. Нам нужен результат. Каждый день.
И вот как это работает. Мы играем классические шахматы, скажем, с контролем времени от четырех до пяти часов. Ничья? Нет проблем – замените цвета, дайте нам на переигровку контроль каждому по 20 минут. Снова ничья? Десять минут, смена цвета и переигровка. Пока не будет победителя в тот же день. И победитель выигрывает и получает одно очко, а проигравший получает ноль; и не имеет значения, прошла ли партия в классические шахматы, быстрые или блиц — она оценивается соответственно.
Таким образом, ожидания зрителей никогда не будут обмануты. Всегда будет победитель, всегда будет кровь. Тогда придет эпоха великих чемпионов, так как с этой системой настанут моменты, когда Виши или Магнус выиграют Вейк-ан-Зее с результатом 13 из 13; и будут победные сер
ии, когда некоторые из великих чемпионов выиграют 50 партий подряд. Мы попадем на первые страницы.
И более того, это будет хорошо для нашего спорта. Не только спонсоры, внимание и призы. Это будет по существу хорошо для нашей игры. Шахматисты будут стараться изо всех сил, играя белыми, для того, чтобы решить вопрос сейчас, а не в быстрой партии, играя черными. Вместо того, чтобы предлагать ничью в немного лучшем окончании в целях экономии энергии и для того, чтобы успеть на фильм, шахматисты продемонстрируют все свои способности и победят в этих окончаниях. На самом деле, это будет развивать классические шахматы.
И даже больше. Часто шахматисты, играя белыми, не выспавшись утром, приходят на игру с отношением «я просто сделаю ничью сегодня». Представьте себе, что будет с таким отношением? Шахматы станут настоящим спортом. Мы проснемся, чтобы выиграть или проиграть в этот день. Мы сядем за доску, готовые играть в шахматы. И так же, как мы приходим смотреть игру Федерера — мы видим его удар справа, его легкий срез, его подачу и безупречный прием мяча, — то же самое произойдет в шахматах. Каждый день мы будем видеть таких игроков, как Аронян и Грищук, которые будут давить белыми, избегать неприятностей черными, демонстрировать навыки блица для еще большего количества людей. Это то, на что я хотел бы смотреть, и во что хотел бы играть.
Гроссмейстер Рустам Касымджанов»
Фото сайта chessbase.com